Отдел обращений граждан. тел: +7 (473) 222-73-15
факс: +7 (473) 222-73-38
e-mail: obschyiotdel@vmail.ru
97-I от 23.05.2002
О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа

Прекращено действие на основании решения: 342-II

В целях дальнейшего развития конкурентной среды и совершенствования организации управления жилищным фондом, во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" № 425 от 28.04.97г., постановления Правительства РФ № 797 от 17.11.01г. "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", Воронежская городская Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа (прилагается).

2. Определить комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города (Неврюев М.В.) генеральным заказчиком по реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Воронежа.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента развития городского хозяйства Артемова В.Д. и заместителя председателя Воронежской городской Думы Шипулина А.Н.

Председатель Воронежской городской Думы С.М. Колиух

Приложение к постановлению Воронежской городской Думы от 23.05.02г. № 97-I

ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВОРОНЕЖА" 2002 год

Паспорт программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа"

Наименование программы программа "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа"

Дата принятия решения о разработке программы 29 июля 2001 года

Заказчик программы Администрация города

Основные разработчики программы авторский коллектив некоммерческой организации "Содружество социально- экономической стабильности регионов" под руководством Харькова С.А. Авторский коллектив: Миролюбов А.Н., Пинемясов А.В., Ващенко С.Ф., Андрюнин А.М., Бусева Н.Б.

Цели и задачи программы основными целями программы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
- обеспечить условия для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно- коммунального комплекса;
- оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Срок реализации программы 2002 - 2010 годы:
1-й этап - 2002 - 2003 годы
2-й этап - 2004 - 2005 годы
3-й этап - 2006 - 2010 годы

Мероприятия программы программные мероприятия включают в себя:
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности
финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере; формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; обеспечение эффективного целевого использования средств федерального бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы в результате реализации программы будут обеспечены повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса

Исполнители программы структурные подразделения администрации города

Система организации контроля за исполнением программы формы и методы организации управления реализацией программы определяются заказчиком.

1. Введение

Настоящая программа разработана на основании и в соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения города Воронежа, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса города и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий города, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения города Воронежа, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации города.

2. Основные цели и задачи программы

Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг совпадают с целями подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Достижение основных целей программы обеспечит, начиная с 2008 года, безубыточное функционирование жилищно-коммунального комплекса города Воронежа и возможность устойчивого развития исключительно за счет реализации инвестиционных проектов без привлечения бюджетных средств на безвозвратной основе.

Основными задачами программы являются:

финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа путем реструктуризации и ликвидации задолженности муниципальных предприятий, работающих в системе жилищно-коммунального хозяйства города и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к адресному субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

Цели программы разделяются на три этапа по очередности и срокам их реализации.

Первый этап (2002 - 2003 годы).

Главной целью первого этапа реализации программы является отработка предложенных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа и подготовка нормативной базы для реализации последующих этапов программы.

Для достижения главной цели первого этапа необходимо решить следующие задачи:

- создание условий для регистрации кондоминиумов и назначения органа в городской администрации, отвечающего за это;

- подготовка и принятие необходимых нормативных и правовых актов;

- проведение эксперимента по обслуживанию и содержанию части жилищного и нежилого фондов частной управляющей компанией;

- финансово-экономический и правовой анализ предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города;

- анализ всех видов задолженности предприятий системы жилищно-коммунального комплекса города Воронежа и разработка механизмов ее ликвидации;

- разработка подпрограмм определяющих способы и планы мероприятий проводимых администрацией города и направленных на решение главных задач по реализации настоящей программы.

Второй этап (2004-2005 годы).

Главной целью второго этапа реализации программы является повсеместное внедрение разработанных в ходе реализации первого этапа программы механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа.

Для достижения главной цели второго этапа необходимо решить следующие задачи:

- разделение жилищного и нежилого фондов города на участки обслуживания;

- проведение конкурсов по отбору на обслуживание и содержание муниципальных жилищного и нежилого фондов;

- проведение конкурсов по отбору на обслуживание и содержание муниципальных тепловых сетей, котельных, электрических сетей, сетей водоснабжения и канализации;

- проведение реструктуризации всех видов задолженности муниципальных предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города;

- поэтапная ликвидация муниципальных предприятий не прошедших конкурсный отбор после реструктуризации их задолженностей всех видов;

- изменение системы и переход к адресным выплатам льгот и дотаций.

Третий этап (2006-2010 годы).

Главной целью третьего этапа реализации программы является переход предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города на безубыточное и бездотационное функционирование.

Для достижения главной цели третьего этапа необходимо решить следующие задачи:

- разработка и поддержка инвестиционных проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса города;

- оказание администрацией города помощи обслуживающим и управляющим организациям в разработке бизнес планов и привлечении инвестиций для реализации этих проектов и пополнения оборотных средств.

III. Сроки и этапы реализации программы

Программа будет выполняться поэтапно в течение 2002 - 2010 годов.

На первом этапе (2002 - 2003 годы) необходимо провести эксперимент по отработке механизмов передачи и обслуживанию жилищных и нежилых фондов частными управляющими компаниями.

предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение результатов:

- создание условий и заключение договоров на обслуживание частными компаниями ведомственного жилищного и нежилого фондов, передаваемых в 2002 году на муниципальный баланс;

- разработка условий отбора управляющих компаний и подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного и нежилого фондов и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно - правового статуса управляющей компании или подрядчика Объектом доверительного управления является - жилищный и нежилой фонды, в том числе межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, несущие, ограждающие не несущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся внутри и за пределами квартир и обслуживающее более одного домовладельца, внутриквартальные земельные участки в установленных границах с элементами инженерной инфраструктуры и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, непосредственно и неразрывно связанные в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере и служащие его целевому использованию;

- формирование нормативной и правовой базы необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа;

- проведение углубленного анализа технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса;

- комплексная экспертиза издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов;

- анализ и реструктуризация долгов по оплате жилья и услуг населением. Причем средства, полученные от населения при оплате долгов должны пойти только на ремонты и содержание жилищного фонда, так как фактически эти задолженности через дотации муниципальным предприятиям уже были выплачены бюджетом и не могут являться прибылью обслуживающих организаций.

- комитету по жилищно-коммунальному хозяйству совместно с комиссией по тарифам и ценам провести анализ существующих тарифов, на предмет экономической обоснованности.

На втором этапе (2004 - 2005 годы) предполагается провести следующие мероприятия:

- повсеместный переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

- переход к профессиональному управлению жилищно-коммунальным хозяйством обслуживающими организациями исключительно на конкурсной основе, вне зависимости от организационно-правовой формы этих организаций;

- создание системы регулирования естественных локальных монополий;

- развитие концессионных механизмов;

Обеспечить в результате выполнения вышеуказанных мероприятий формирование двух уровней конкурентных отношений:

- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на доверительное управление жилищным фондом;

- конкуренция управляющих и подрядных организаций за получение заказа на обслуживание и ремонт жилищного и нежилого фондов.

На третьем этапе (2006 - 2010 годы) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

IV. Мероприятия программы

В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программа включает мероприятия:

- по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий;

- по созданию необходимой нормативной базы;

- по разработке подпрограмм, по выполнению конкретных задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, к настоящей программе;

Эти мероприятия предусматривают:

обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;

формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;

минимизацию расходов бюджета города Воронежа на жилищно-коммунальное хозяйство.

1.Экономическая модель реформы содержания и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа

Мероприятия программы позволят создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном хозяйстве города Воронежа и оптимизировать существующую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, что позволит осуществить переход к новой экономической модели устойчивого функционирования всего жилищно-коммунального комплекса в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001г. № 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве города окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющие компании будут иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.

Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Подход к реформированию системы содержания и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства города необходимо перенести и на реформирование теплоэнергетического и водного хозяйства города.

Разработка и реализация подпрограмм по реформирование систем тепло-, энерго- и водоснабжения города Воронежа необходимо провести параллельно с реализацией первого этапа настоящей программы как важное условие безубыточного функционирования всего комплекса жилищно-коммунального, теплоэнергетического и водного хозяйств города Воронежа.

2. Экономические взаимоотношения в системе содержания и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, ее основные проблемы

Системы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в основном представляют собой сложившиеся структуры с вертикальной осью власти. Общие методологические и методические схемы руководства по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства осуществляются региональными и муниципальными административными органами. Они ограничиваются формированием единой финансовой политики в сфере жилищно-коммунальных хозяйств на территории Воронежской области и города Воронежа.

Органы местного самоуправления субъектов, как собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают правовую сторону действий хозяйствующих субъектов по эксплуатации муниципального жилищного фонда, а также по предоставлению бюджетных субсидий на покрытие затрат на жилищно-коммунальные услуги.

В целях оперативного управления и обеспечения качества предоставляемых услуг в жилищно-коммунальной сфере в городе Воронеже в создан комитет жилищно-коммунального хозяйства, как структурное подразделение администрации.

Основными функциями, закрепленными за комитетом являются:

- организация эксплуатации муниципального жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;

- осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- создание нормативных баз;

- разработка целевых программ развития отрасли, проведение систематических анализов жилищно-коммунального обслуживания субъектов;

- участие в проведении единой экономической, ценовой и технической политики с целью снижения издержек производителей коммунальных услуг, создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций.

Поскольку комитет жилищно-коммунального хозяйства не имеет права вести коммерческую деятельность, были созданы различные муниципальные предприятия (с передачей им в хозяйственное ведение муниципального имущества), за которыми были закреплены следующие функции:

- Осуществление работ по ремонту и эксплуатации жилищного фонда.

- Разработка проектно-сметной документации на текущие и капитальные ремонты жилых фондов.

- Начисление квартирной платы и коммунальных услуг.

- Обеспечение качественной эксплуатации жилых домов.

В свою очередь эти предприятия с целью обеспечения текущего содержания, обслуживания и ремонта муниципального жилищного фонда, инженерного оборудования, внутриквартальных и внутридомовых территорий учредили дочерние ремонтно-эксплуатационные предприятия. За этими предприятиями были закреплены фактически те же самые функции, что и выполняют сами муниципальные предприятия.

В сложившейся системе управления, жилищно-коммунальное хозяйство фактически просматривается старое административно-командная структура управления, жильцу фактически навязывают ту структуру обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, которая выгодна власти. Сложившаяся на данный момент система работы жилищно-коммунального хозяйства по своему качеству выполняемых работ, а также по качеству предоставляемых услуг, в большинстве случаев, не устраивает собственников жилья, а также и организации выполняющие работы по обслуживанию жилищных фондов. Система выделения средств из бюджета конкретным хозяйствующим субъектам на содержание жилищных фондов никакими конкретными нормативными документами не закреплена. Поэтому сложно установить и проконтролировать, на основании каких документов принимаются решения о выделении конкретных сумм и переводе их на расчетные счета вышеуказанных организаций, отсутствуют сроки их перечислений. В данный момент система работы жилищно-коммунального хозяйства в основной своей массе работает за счет поступающих дотаций и трансфертов из федерального и местных бюджетов, в ней почти повсеместно отсутствует механизмы рыночных отношений, что в свою очередь мешает созданию и внедрению в работу жилищно-коммунального хозяйства новых прогрессивных методов работы в свете Указа Президента Российской Федерации № 425 от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".

3. Реформирование экономических отношений

В настоящее время помимо социального аспекта реформирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве города все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразований.

Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.

Исследования показывают, что:

- несбалансированность тарифной политики, в том числе в коммунальном хозяйстве, создает известные отрицательные предпосылки для развития российской промышленности;

- поставщик экономически не заинтересован в сокращении потерь тепла, воды, электроэнергии, газа;

- значительная часть бюджетов уходит на дотирование жилищно-коммунального хозяйства, что является одной из причин сегодняшнего бюджетного кризиса.

Вместе с тем из-за неэффективной системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда, снижение надежности работы инженерных систем, лавинообразно растет задолженность муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

4. Формирование новых механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг

Одним из важнейших элементов реформирования жилищно-коммунального хозяйства при создавшихся условиях эксплуатации жилых фондов должно стать создание конкурентной среды как среди организаций занимающихся ремонтом и эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства, так и самих систем управления занимающихся разработками программ по обслуживанию жилых и нежилых объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Данный подход к этому вопросу даст возможность собственникам и нанимателям жилья самим на основе конкурсной системы отбора управляющих фирм выбирать те организации, которые смогут обеспечить наиболее качественное обслуживание и управление их жилыми фондами.

Сложившаяся на данный момент система, не дает жильцу возможности выбора поставщиков коммунальных услуг, являясь фактически монополистами, управления жилищно-коммунальных хозяйством города создают лишь видимость работ, а на самом деле из-за своего закостенелого до перестроечного механизма любыми способами хотят сохранить монополистический подход в системе жилищно-коммунального хозяйства. Непомерно раздутые штаты обслуживающего персонала, создание при тех же управлениях фирм по якобы проводимым ремонтам, что в 90% случаях служит лишь для отмывания тех малых, а порой можно прямо сказать недостаточных средств вкладываемых в систему жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие конкурентной среды среди организаций обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство дает реальные возможности преодолеть гражданами те негативные последствия, психологически связанные со старой системой организации жилищно-коммунального хозяйства, и отодвинет от бесплатной кормушки огромное количество любителей легкой наживы, сократив количество обслуживающего персонала до необходимых приделов. Большое количество высвободившихся средств можно реально рассматривать как один из путей дополнительного финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства, оно также снизит финансовую и социальную нагрузку ложащуюся в данный момент на плечи населения.

Вторым немаловажным моментом можно рассматривать следующее, за счет создания новых систем управления и конкурентной среды снижается нагрузка на местные и федеральные бюджеты, на данный момент в основной своей части обслуживающие организации являются дотационными, находящиеся на бюджетном финансировании и получают средства из бюджета (ЖКХ, МУРП, ПЖТы и т. д.) не стремятся к сокращению затрат на содержание жилья им наоборот выгодно чтобы затратная составляющая была больше, количество штатного персонала также увеличивается, чем больше запросим тем легче выбить бюджетные деньги, тем более, что долги по коммунальным услугам затем опять же ложатся на бюджет, то есть на плечи налогоплательщиков, что приводит к фактическому как мы выше излагали краху системы жилищно-коммунального хозяйства.

Привлечение организаций с альтернативными системами обслуживания и управления, одновременно поднимает вопрос взаимоотношений организаций обслуживающих жилой фонд и организаций поставщиков услуг. Привлечение организаций использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в т. ч. (автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной структурой объекта (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа, строительство мини котельных в труднодоступных районах и т. д.) приведет к созданию рынка услуг, на данный же момент естественные монополисты тепловые сети, энергообеспечивающие организации, водоканал и другие, просто навязывают свои во много раз завышенные услуги населению. В них так же просматривается желание заложить всю затратную часть на плечи населения и бюджетов муниципальных образований. Не эффективное халатное управление системами подачи тепло энергоносителей, завышенное количество штатного персонала, хищение средств на различных уровнях приводит не только во много раз завышенным тарифам по фактическому разрушению системы (потребитель-продавец) одним из живых примеров можно увидеть отказ населения города Уссурийск платить за коммунальные услуги.

Отсутствие системы учета и контроля, нарушение технологий эксплуатации подающих трасс, профилактического ремонта запорной арматуры, ведут к незапланированным потерям тепловой и электрической энергии. При создании же рынка услуг и конкурентной среды, поставщикам будет довольно проблематично устанавливать свои условия игры на рынках услуг, жилец будет сам в праве выбрать те услуги и условия обслуживания, которые он в состоянии оплатить. Установка же на каждом этапе измерительных приборов учета поставляемых услуг приведет почти к 100 % контролю за расходованием и использованием тепла, электрической энергии, воды. При установлении автоматических систем учета и контроля сама система без практического участия человека будет автоматически отслеживать параметры подаваемых услуг (температура, количество, частота напряжения, объем воды и т. д.). Затраты же со стороны населения на коммунальные услуги будут фактическими сколько заплатил столько и получи.

При проведении реформирования жилищно-коммунального хозяйства планируется выведение из существующих фондов несколько групп для рассмотрения и анализа их эксплуатационных возможностей при действующих нормах, предусмотренных законодательством РФ. Группы формируются как по эксплуатационным возможностям фонда (года постройки, износ систем, месторасположение) так и по социальным параметрам проживающего в нем населения (возраст. Материальное обеспечение и т. д.). Предложенные схемы также дадут положительный эффект по снижению бюджетных нагрузок.

Вышеизложенные моменты приведут систему контроля и управления за использованием предоставляемых коммунальных услуг к четко стабилизированным параметрам и нормам и полностью смогут восстановить систему контроля и учета, а также дадут возможность совершенствовать систему управления в муниципальных субъектах.

Ситуация сложившаяся на данный момент между организациями обеспечивающими работу жилищно-коммунального хозяйства и поставщиками услуг выглядит достаточно запутанной. Резко поменявшиеся политико-экономические условия в России, заставили энергетических монополистов ускорить процесс перехода систем, как в другие формы собственности, так и поменять в системах методы экономических взаимоотношений, создана система РАОЭС, головные предприятия энергетики в большинстве своем являются акционерными обществами, исходя из этого можно говорить о переходе системы энергетического обеспечения на пути рыночных отношений. Готовность же других систем на прямую замкнутых и во многом зависящих от энергетиков, не достигло до сих пор того уровня работы, что в системе РАО , о чем говорит то положение в рынке отношений между энергетиками и системой жилищно-коммунального хозяйства.

Являясь до сих пор как бы энергетики не скрывали монополистами, а система жилищно-коммунального хозяйства не перешла в связи осознанием чиновниками разных уровней взаимоотношений через него вести массовые хищения, на новый этап обеспечения энергией через альтернативные источники тепло энергоснабжения, создавшийся дисбаланс на рынке услуг ведет к полному отторжению достаточно взаимозависимых систем, основное количество потребления тепловой и электрической энергии приходится на население. В свою же очередь непомерно высокие тарифы на тепловую и энергетическую энергию не дают возможность полностью вести расчеты, а отсутствие достаточного финансирования социальной сферы, привело большое количество социально значимых субъектов (детские сады, больницы и т.д.) к нищенскому существованию.

Совершенствование системы управления и контроля жилищно-коммунальных хозяйств муниципальных субъектов.

Одним из ключевых вопросов управления и контроля систем жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образований, является вопрос договорных отношений, между муниципалитетами и обслуживающими организациями. Обусловленное появление в сфере предоставления услуг и выполнения работ юридических субъектов различных форм собственности (ООО, ЗАО, ОАО). Появление новых видов собственников жилья привело к созданию на рынке особых требований к обслуживающим организациям (создание кондоминиумов, котеджное строительство, частная застройка). Вышеизложенные моменты приводят к созданию сложных многосторонних схем взаимоотношений, участниками которых являются арендаторы нежилых помещений находящихся в жилых домах, арендаторы отдельно стоящих объектов, инвестиционные, строительные организации различных форм собственности, коммерческие структуры входящие в систему обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.

Следует иметь ввиду, что реформирование жилищно-