В связи с изменением внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие городского округа город Воронеж, Воронежская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Внести в приложение к решению Воронежской городской Думы от 19.12.2018 № 1032-IV «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года» следующие изменения:
1.1. Абзацы шестой и седьмой пункта 2 раздела «Введение» изложить в следующей редакции:
«- постановление Правительства Воронежской области от 28.12.2024 № 902 «Об утверждении бюджетного прогноза Воронежской области на долгосрочный период до 2042 года;
- постановление Правительства Воронежской области от 19.12.2024 № 811 «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2042 года;».
1.2. Разделы 5, 6 и 7 изложить в следующей редакции:
«5. Основные направления социально-экономической политики в сфере развития человеческого капитала
5.1. Демографическое развитие городского округа город Воронеж
Социально-экономический статус городского округа и тенденции его демографического развития определяют следующие цели в этой области:
- повышение рождаемости;
- обеспечение миграционного прироста (при соблюдении требований к уровню квалификации приезжающих в город мигрантов).
Задачи:
- создание условий для совмещения работы и воспитания в семьях с детьми;
- создание условий для привлечения (удержания) необходимых для города категорий населения.
Способы достижения целей:
- увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- стимулирование развития рынка сервисов по уходу и присмотру за детьми;
- обеспечение удобного графика и режима работы дошкольных учреждений;
- создание среды, дружественной для семей с детьми;
- создание среды, способствующей удержанию в городе молодежи;
- пропаганда семейных ценностей, проведение мероприятий, направленных на повышение престижа семейной жизни;
- пропаганда рождаемости;
- создание среды, способствующей привлечению в город необходимых категорий мигрантов;
- развитие сотрудничества с областными и федеральными структурами по реализации миграционной политики на территории городского округа.
Ожидаемые результаты:
- повышение специального коэффициента рождаемости с 47,3 промилле в 2016 году до 51 промилле в 2035 году;
- обеспечение миграционного прироста населения на уровне не ниже естественной убыли населения.
5.2. Сохранение здоровья и продление активного долголетия населения
Состояние и перспективы сохранения здоровья и продления активного долголетия населения связано, преимущественно, с активной социально-экономической политикой в сферах здравоохранения, физической культуры и спорта, направленной на достижение следующих целей:
- улучшение демографической ситуации;
- повышение доступности и качества медицинского обслуживания;
- формирование системы предоставления высокотехнологичных медицинских услуг;
- распространение практики здорового образа жизни.
Задачи:
- создание условий для улучшения медицинского обслуживания;
- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения;
- создание условий для эффективного взаимодействия медицинских организаций здравоохранения всех форм собственности, образовательных учреждений, высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности;
- вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
- развитие города как площадки для проведения спортивных соревнований межрегионального, всероссийского и международного уровня;
- создание условий для отдыха жителей города.
Способы достижения целей:
- содействие развитию сети учреждений здравоохранения (в т.ч. частных);
- содействие интеграционным процессам организаций здравоохранения всех форм собственности с образовательными учреждениями, высокотехнологичными предприятиями фармацевтической и медицинской промышленности;
- просветительская работа среди населения в сфере соблюдения санитарно-гигиенических требований к состоянию общественных пространств;
- развитие и модернизация инфраструктуры учреждений отдыха жителей города;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие массовой физической культуры и спортивных мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня;
- позиционирование города как центра развития физической культуры и спорта;
- пропаганда занятия физической культурой и спортом среди населения различных возрастных групп.
Ожидаемые результаты:
- увеличение продолжительности жизни с 72,6 лет до 82,2 лет к 2035 году;
- повышение степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг;
- формирование медицинского кластера, объединяющего учреждения образования, здравоохранения и предприятия медицинской промышленности;
- увеличение числа проведенных соревнований межрегионального, всероссийского и международного уровней;
- доведение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения с 38,0% до 70,0% к 2035 году;
- поддержание санитарного состояния общественных пространств в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
5.3. Развитие системы образования
Состояние системы образования в городском округе город Воронеж предопределяет необходимость ориентации социально-экономической политики на достижение следующих целей:
- повышение доступности и качества образования;
- обеспечение потребностей экономики в квалифицированных кадрах необходимого объема, качества и уровня подготовки;
- повышение эффективности использования научно-образовательного потенциала городского округа город Воронеж.
Задачи:
- создание условий для перехода от образования, основанного на передаче информации, к образованию, базирующемуся на формировании знаний и креативного потенциала учащихся;
- создание материально-технической базы, обеспечивающей односменный режим занятий в школах;
- создание материально-технической базы, обеспечивающей доступность услуг дошкольного образования;
- расширение использования цифровых технологий в сфере образования;
- создание условий для развития творческого потенциала детей и юношества в процессе получения ими дополнительных знаний и умений;
- повышение качества образования учащихся образовательных учреждений всех уровней;
- обеспечение привлекательности педагогической деятельности;
- повышение роли Воронежа как всероссийского и международного научно-образовательного центра, площадки для межотраслевого трансфера знаний и технологий, привлекательного для российских и иностранных студентов;
- создание условий для роста инновационной активности населения, проходящего обучение на различных уровнях.
Способы достижения целей:
- внедрение в систему образования программ, направленных на развитие креативного потенциала детей и юношества;
- строительство и реконструкция школ и детских садов;
- обеспечение современных условий труда и достойного материального вознаграждения за труд педагогов;
- создание необходимых условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание необходимых условий для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей технической и естественнонаучной направленности, соответствующих интересам обучаемых и перспективным потребностям социально-экономического и технологического развития города, региона, страны;
- создание условий для активизации вузов города в создании технопарков, кластеров, иных форм интеграционного взаимодействия сферы образования с предпринимательскими структурами;
- содействие росту экспорта образовательных услуг, предоставляемых ведущими вузами города.
Ожидаемые результаты:
- рост объемов «знаниевой» продукции, производимой учреждениями образования города;
- полное удовлетворение потребности жителей города в дошкольном образовании к 2035 году;
- снижение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях до 17,0% к 2035 году;
- повышение количества учащихся, занимающих призовые места на всероссийских и международных олимпиадах;
- расширение спектра предметов, по которым учащиеся занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах;
- повышение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного образования до 91,0% к 2035 году;
- сохранение заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования на уровне не ниже средней заработной платы по экономике Воронежской области;
- увеличение числа вузов, входящих в международные глобальные общие рейтинги до 3 единиц к 2035 году;
- рост контингента иностранных студентов, обучающихся в вузах города в 2,5 раза к 2035 году;
- повышение качества образования учащихся учреждений всех уровней образования;
- обеспечение потребности экономики в трудовых ресурсах необходимого объема и качества.
5.4. Развитие сферы культуры
Современное состояние сферы культуры обусловливает необходимость достижения следующих целей:
- формирование благоприятной культурной среды;
- достижение лидерских позиций города в российской культуре;
- увеличение доли населения, вовлеченного в культурный процесс.
Задачи:
- формирование культурного разнообразия города;
- сохранение культурного и исторического наследия;
- обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни городского округа город Воронеж;
- повышение событийной насыщенности культурной жизни города;
- развитие инфраструктуры отрасли, сглаживание территориальных диспропорций и обеспечение инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;
- создание условий для широкого знакомства воронежцев с этнокультурным многообразием города и региона.
Способы достижения целей:
- развитие культурной среды, обеспечивающей потребности креативного класса;
- реализация мероприятий, направленных на сохранение культурного и исторического наследия;
- расширение спектра высококачественных современных услуг в сфере организации культурного обслуживания с учетом запросов населения городского округа;
- проведение (содействие проведению) культурных мероприятий различной направленности;
- информационно-аналитическое сопровождение культурных проектов;
- продвижение культурных продуктов города на российском и зарубежном рынке культуры;
- модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
- создание попечительских советов при муниципальных учреждениях культуры;
- реализация мероприятий, направленных на поддержку культуры чтения;
- «цифровизация» учреждений культуры.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества ежегодно проводимых в городе мероприятий всероссийского и международного значения в сфере культуры и искусства до 12 единиц к 2035 году;
- создание культурных площадок, обладающих уникальными характеристиками и аутентичностью;
- увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа город Воронеж до 99,0% в 2035 году;
- улучшение материально-технического состояния учреждений культуры;
- повышение уровня посещаемости учреждений культуры;
- увеличение числа пользователей библиотек.
5.5. Развитие системы социальной поддержки и социальной защиты
Развитие системы социальной поддержки и социальной защиты жителей городского округа город Воронеж направлено на достижение следующих целей:
- повышение качества услуг системы социальной защиты;
- формирование комфортной безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- обеспечение реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством;
- профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия;
- обеспечение беспрепятственного доступа к объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Способы достижения целей:
- содействие внедрению новых форм социального обслуживания;
- внедрение современных технологий работы с семьями на ранних стадиях семейного кризиса;
- осуществление опеки над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности;
- содействие развитию сети социальных учреждений для граждан пожилого возраста, инвалидов (детей-инвалидов), женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- приспособление и оборудование для беспрепятственного использования лицами с ограниченными возможностями наиболее востребованных объектов в сферах образования, культуры и спорта.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение доступа к социальным услугам в полном объеме;
- расширение сети комплексных учреждений реабилитации (абилитации) инвалидов;
- увеличение доли подвижного состава городского пассажирского транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения до 85,0% к 2035 году;
- снижение уровня социального сиротства и семейного неблагополучия.
5.6. Развитие гражданского общества
Социально-экономическая политика в данной сфере направлена на достижение следующих целей:
- активизацию институтов гражданского общества;
- деятельное включение молодежи в образовательные, экономические, политические и социальные процессы;
- патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Задачи:
- расширение участия граждан, некоммерческих и общественных организаций в управлении городом, в реализации социальных проектов;
- активизация участия местного сообщества в стратегическом планировании развития города;
- формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.
Способы достижения целей:
- создание электронных сервисов взаимодействия населения и органов местного самоуправления города;
- развитие экспертных площадок для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического, территориального и пространственного развития города с вовлечением в их работу лидеров общественных движений;
- оказание муниципальной поддержки территориальному общественному самоуправлению и инициативам граждан;
- создание условий для самореализации талантливой и одаренной молодежи и детей;
- профилактика правонарушений, наркозависимости, экстремистских проявлений в молодежной среде;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города;
- расширение спектра некоммерческих организаций социальной направленности;
- увеличение доли жителей города, вовлеченных в общественное самоуправление;
- расширение круга граждан, участвующих в добровольческой деятельности.
5.7. Совершенствование сферы занятости
Социально-экономическая политика в сфере совершенствования рынка труда и занятости ориентирована на достижение следующей цели:
- обеспечение эффективной занятости и создание условий достойного труда.
Задача:
- развитие системы занятости населения города Воронежа, повышение ее эффективности, обеспечение базовых характеристик достойного труда для всех категорий трудоспособного населения.
Способы достижения целей:
- содействие увеличению количества высокопроизводительных рабочих мест;
- содействие распространению практики дуального образования;
- создание условий для привлечения трудовых мигрантов с высокими профессиональными характеристиками;
- создание условий для профессиональной мобильности населения, развития системы дополнительного и внутрифирменного обучения.
Ожидаемые результаты:
- сокращение уровня безработицы на полном рынке труда до 2,2% к 2035 году;
- снижение коэффициента напряженности на рынке труда на полном рынке труда;
- увеличение количества выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по специальности.
5.8. Защита граждан от чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы общественной безопасности
Защита граждан от чрезвычайных ситуаций и совершенствование системы общественной безопасности обусловливает необходимость достижения следующей цели:
- повышение уровня контролируемости и безопасности общественного пространства.
Задачи:
- развитие материально-технической базы и кадрового состава муниципальных организаций, обеспечивающих защиту от чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование контроля общественного пространства на основе IT-технологий.
Способы достижения цели:
- приобретение современного оборудования, инвентаря и снаряжения для организаций и сотрудников, обеспечивающих защиту населения от чрезвычайных ситуаций;
- поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- содействие созданию оптимального количества участковых пунктов полиции путем выделения служебных помещений для работы участковых уполномоченных;
- внедрение цифровых технологий в сферу защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения общественной безопасности.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня безопасности среды жизнедеятельности;
- расширение состава высокотехнологичных систем обеспечения общественной безопасности, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- минимизация социальных и экономических последствий возникновения чрезвычайных ситуаций;
- повышение эффективности действий подразделений экстренных служб.