В соответствии со статьями 12, 28 Устава городского округа город Воронеж Воронежская городская Дума является представительным органом местного самоуправления и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа город Воронеж. Воронежская городская Дума подотчетна и подконтрольна только населению города и осуществляет свою деятельность на принципах законности, коллегиальности, гласности, подконтрольности населению и ответственности перед ним.
На основании части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 29 Устава городского округа город Воронеж, к исключительным полномочиям Воронежской городской Думы относятся:
1) принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение бюджета городского округа и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) утверждение стратегии социально-экономического развития городского округа;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе порядка и условий его приватизации;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) осуществление законодательной инициативы в Воронежской областной Думе;
9) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа;
10) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
11) принятие решения об удалении главы городского округа в отставку;
12) утверждение правил благоустройства территории городского округа.
К полномочиям Воронежской городской Думы также относятся:
1) избрание главы городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
2) утверждение порядка назначения на должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа;
3) определение перечня объектов муниципальной собственности городского округа, не подлежащих отчуждению, и максимального размера стоимости сделок с имуществом, заключаемых администрацией городского округа и ее структурными подразделениями без согласия с городской Думой;
4) установление порядка отчуждения муниципального имущества, внесения его в уставный капитал юридических лиц либо залога;
5) утверждение порядка сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества;
6) утверждение положения об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городском округе в соответствии с общими принципами бюджетного устройства и бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами Воронежской области;
7) утверждение заключенных органами и должностными лицами местного самоуправления городского округа договоров на сумму, превышающую установленный городской Думой уровень, а также договоров с субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями в Российской Федерации, иностранными и международными организациями независимо от суммы этих договоров;
8) утверждение порядка направления делегаций и отдельных депутатов городской Думы, должностных лиц органов местного самоуправления городского округа, муниципальных предприятий, учреждений, организаций в заграничные командировки за счет средств городского округа;
9) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки городского округа, местных нормативов градостроительного проектирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
10) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, а также правил использования водных объектов для рекреационных целей;
11) решение вопросов территориального устройства городского округа; утверждение структуры администрации городского округа; принятие решения о наделении правами юридического лица структурных подразделений администрации городского округа;
12) учреждение печатных средств массовой информации;
13) утверждение порядка установки памятников, мемориальных досок и иных памятных знаков;
14) распоряжение имуществом, закрепленным за городской Думой;
15) толкование Устава городского округа и решений городской Думы;
16) иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Воронежской области и Уставом городского округа к компетенции Воронежской городской Думы.
Исключительные полномочия Воронежской городской Думы не могут быть переданы ею другим органам или должностным лицам местного самоуправления городского округа.
Воронежская городская Дума по представлению главы городского округа может рассматривать вопросы, отнесенные к ведению администрации городского округа.
Воронежская городская Дума в пределах своих полномочий вправе получать от органов местного самоуправления, государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории городского округа, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития городского округа, а также сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения городского округа.
Воронежская городская Дума заслушивает ежегодные отчеты главы городского округа о результатах его деятельности, деятельности администрации городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Воронежской городской Думой.
В соответствии со статьей 34 Устава городского округа город Воронеж, статьей 41 Регламента Воронежской городской Думы к полномочиям аппарата Воронежской городской Думы относится правовое, организационное, информационно-аналитическое, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности депутатов Воронежской городской Думы, Совета Воронежской городской Думы, комиссий Воронежской городской Думы, фракций Воронежской городской Думы, председателя Воронежской городской Думы, заместителей председателя Воронежской городской Думы.
Аппарат Воронежской городской Думы формируется в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе. Решения по структуре аппарата Воронежской городской Думы принимаются Воронежской городской Думой по представлению председателя Воронежской городской Думы. Структура аппарата Воронежской городской Думы утверждена решением Воронежской городской Думы от 28.11.2012 № 1010-III. Руководство работой аппарата Воронежской городской Думы осуществляет руководитель аппарата, которого назначает Воронежская городская Дума по представлению председателя Воронежской городской Думы. Руководитель аппарата Воронежской городской Думы утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Воронежской городской Думы. Деятельность аппарата Воронежской городской Думы, права, обязанности и ответственность его работников определяются действующим законодательством Российской Федерации и Положением об аппарате Воронежской городской Думы, которое утверждается председателем Воронежской городской Думы
Полномочия, права и обязанности, порядок организации и деятельности постоянных комиссий Воронежской городской Думы регулируются статьей 33 Устава городского округа город Воронеж, статьей 14 Регламента Воронежской городской Думы, решением Воронежской городской Думы от 25.11.2020 № 106-V «Об утверждении положений о постоянных комиссиях Воронежской городской Думы». Постоянные комиссии Воронежской городской Думы создаются решением Воронежской городской Думы и входят в структуру Воронежской городской Думы.
Постоянные комиссии Воронежской городской Думы осуществляют следующие функции и полномочия:
- предварительно рассматривают проекты правовых актов Воронежской городской Думы и подготавливают их к рассмотрению на заседании Воронежской городской Думы;
- подготавливают заключения по проектам правовых актов, поступивших на рассмотрение Воронежской городской Думы;
- дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта бюджета городского округа город Воронеж;
- организуют проводимые Воронежской городской Думой депутатские слушания;
- содействуют в реализации решений, принятых Воронежской городской Думой;
- решают вопросы организации своей деятельности;
- контролируют деятельность администрации городского округа город Воронеж, ее структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, в пределах компетенции Воронежской городской Думы;
- рассматривают другие вопросы по поручению Воронежской городской Думы, председателя Воронежской городской Думы и его заместителей;
- запрашивают информацию по рассматриваемым вопросам;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 25.11.2020 № 106-V «Об утверждении положений о постоянных комиссиях Воронежской городской Думы».
1. Общие положения
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:
- органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;
- судом;
- уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Учитывая изложенное, гражданин вправе обратиться непосредственно в орган местного самоуправления или к должностному лицу, в том числе, по вопросам, связанным с обжалованием муниципальных правовых актов.
2. Судебный порядок обжалования муниципальных правовых актов
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
В соответствии со статьей 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа местного самоуправления не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, муниципальный служащий.
2.1. Обжалование муниципальных нормативных правовых актов
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Требования к указанному административному исковому заявлению установлены статьей 209 КАС РФ.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с нормой статьи 186 КАС РФ решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. Срок подачи апелляционных жалоб закреплен в статье 298 КАС РФ.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. При отмене или изменении решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.
2.2. Обжалование муниципальных ненормативных правовых актов
В соответствии с нормами статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, используя внесудебные процедуры урегулирования споров, установленные нормами действующего законодательства.
В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
Согласно статье 219 КАС РФ гражданин, организация, иное лицо может обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен КАС РФ. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 8 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Согласно статье 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок вступления вышеуказанных решений суда в законную силу регулируется нормами статьи 186 КАС РФ.
Муниципальные ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органа местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат обжалованию в арбитражном суде с соблюдением требований, установленных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статья 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Учитывая нормы статьи 197, части 1 статьи 198 главы 24 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям статей 125, 199 АПК РФ и на основании статьи 198 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Указанное заявление рассматривается в арбитражном суде, если его рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
На основании статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.