Отдел обращений граждан. тел: +7 (473) 222-73-15
факс: +7 (473) 222-73-38
e-mail: obschyiotdel@vmail.ru
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О СИТУАЦИИ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

В последнее время в ряде СМИ и телеграм-каналов с подачи Ассоциации «Новый город» активно муссируется недостоверная и откровенно тенденциозная информация о якобы нечистоплотных действиях при утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 – 2041 годы (далее – Генерального плана), выразившихся в незаконном переводе земель лесного фонда в земли населенного пункта, доходящая до совершенно абсурдных утверждений о воровстве федеральных земель.

Учитывая изложенное, считаем необходимым разъяснить ситуацию с принятием Генерального плана Воронежской городской Думой и его отменой Верховным Судом РФ уже сейчас, не дожидаясь получения решения суда в письменном виде.

14 февраля 2022 года в Воронежский областной суд поступило административное исковое заявление депутата Воронежской городской Думы Панфилова Алексея Ивановича (являющегося также одним из учредителей Ассоциации «Новый город») о признании недействующим решения Воронежской городской Думы об утверждении Генерального плана.

Основой иска являлось отсутствие согласования с Рослесхозом приложения к проекту Генерального плана, называющегося «Сведения о границах населенного пункта город Воронеж, входящего в состав городского округа город Воронеж», а также утверждение истца о включении в земли населенного пункта город Воронеж земель лесного фонда (здесь для широкой общественности необходимо пояснить, что в состав муниципального образования «городской округ город Воронеж» входят земли различных категорий, в том числе и земли лесного фонда, и земли единственного населенного пункта - «город Воронеж»).

В связи с окончанием срока действия предыдущего Генерального плана на 2008 – 2020 г.г. администрация города в 2020 году проделала комплекс подготовительных работ по разработке нового Генерального плана на 2021 – 2041 г.г., его согласованию с многочисленными органами, а также прошла всю установленную процедуру его прохождения до внесения в Воронежскую городскую Думу.

Действительно, в числе документов, приложенных к проекту Генерального плана, отсутствовало согласие Рослесхоза на установление границ населенного пункта город Воронеж, входящего в состав городского округа город Воронеж. Однако возможность принятия такого несогласованного проекта прямо предусмотрена действующим законодательством (об этом далее).

 Согласование границ населенного пункта город Воронеж с Рослесхозом на момент принятия Генерального плана в 2020 году было невозможно в принципе - по объективным и независящим от органов местного самоуправления города причинам, прежде всего в связи с тем, что постановку на государственный кадастровый учет границ примыкающих к городу лесничеств федеральный уполномоченный орган провел лишь весной 2024 года. Еще одной причиной являлось несоответствие данных Государственного лесного реестра сведениям Единого государственного реестра недвижимости. Поэтому, учитывая насущную необходимость принятия Генерального плана для функционирования города, в составе Генерального плана была отображена лишь проектируемая граница населенного пункта город Воронеж, а мероприятия по согласованию существующей границы города только сейчас подходят к концу.

За четыре года, прошедших со дня принятия Генерального плана, ни один лесной участок не был переведен в состав земель населенного пункта, ни один лесной участок не перешел в муниципальную собственность, и уж тем более муниципалитетом не осуществлено распоряжение ни одним лесным участком. Более того, принятыми во исполнение Генерального плана Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж даже не устанавливались территориальные зоны и градостроительные регламенты для земель, относящихся к категории «земли лесного фонда». 

28 июня 2022 года после тщательного изучения всех обстоятельств дела Воронежским областным судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении иска. Однако это решение было обжаловано истцом.

24 ноября 2022 года вышестоящей инстанцией – Первым апелляционным судом общей юрисдикции (город Москва) решение Воронежского областного суда было признано законным и обоснованным. Однако и это решение было обжаловано.

20 марта 2023 года следующей инстанцией - Первым кассационным судом общей юрисдикции (город Саратов) решение Воронежского областного суда и апелляционное определение от 24 ноября 2022 года были признаны законными и обоснованными.

 По итогам скрупулезного рассмотрения дела все судебные инстанции пришли к одним и тем же выводам:

- Глава городского округа город Воронеж был вправе направить в Воронежскую городскую Думу проект Генерального плана с несогласованным Рослесхозом приложением «Сведения о границах населенного пункта город Воронеж, входящего в состав городского округа город Воронеж», а Воронежская городская Дума была вправе утвердить такой Генеральный план. Такая возможность прямо предусмотрена ч. 10 и 11 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ и не нарушает права административного истца и иных лиц, в том числе Рослесхоза;

- Генеральным планом граница населенного пункта город Воронеж отображена не как существующая, а как проектируемая, что полностью соответствует не только Градостроительному кодексу РФ, но и приказу Минэкономразвития РФ от 09.01.2018 г. № 10, прямо установившему, что границы населенных пунктов могут отображаться либо как существующие (отображаются черной пунктирной линией), либо как планируемые (отображаются красной пунктирной линией);

- Лесные участки из государственного лесного реестра не исключались;

- Земли лесного фонда не были включены Генеральным планом в границы населенного пункта город Воронеж.

 Однако истец вновь обратился с жалобой – уже в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Верховного Суда РФ Абакумова И.Д. истребовала все материалы административного дела и, внимательно их исследовав, пришла к выводу о законности всех принятых судебных решений и отсутствии оснований для передачи дела на рассмотрение коллегии Верховного Суда РФ.

Несмотря на установленный всеми судебными инстанциями факт отсутствия выбытия земельных участков из состава земель лесного фонда, а также установленную судами саму  невозможность такого выбытия в принципе, административным истцом продолжилась борьба с принятым Генпланом. Для чего? Продемонстрировать деструктивные возможности группы лиц, стоящих за истцом? Ведь очевидно, что истинные цели оспаривания принятых судебных решений при таких установленных обстоятельствах явно не соответствовали декларируемым благородным целям защиты лесов (на которые никто не нападал и напасть не мог) и возврата якобы похищенных федеральных земель лесного фонда (попросту нечего возвращать, так как они и не были утрачены).

И после очередной жалобы истца заместитель председателя Верховного Суда РФ вдруг отменила определение судьи Верховного Суда РФ Абакумовой И.Д. и направила дело на рассмотрение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, в своем определении прямо указав на «нарушение норм материального права при вынесении обжалуемых судебных решений», что и предопределило дальнейший исход дела в судебной коллегии Верховного Суда РФ.

К сожалению, несмотря на отсутствие замечаний к основной части Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041, предусматривающей территориальное планирование городского округа на долгосрочную перспективу, по формальному признаку документ решением Верховного суда РФ от 21.08.2024 был признан недействующим не только в части проектируемой границы населенного пункта, а в полном объеме.

Демонстрация имеющихся возможностей в Верховном Суде РФ, анонсируемая на предыдущих стадиях судебного процесса (удивительная прозорливость), в отсутствие малейшего позитивного результата привела лишь к многочисленным негативным последствиям для города и его жителей. Так, например, при формировании бюджета городского округа в отсутствие Генерального плана невозможно будет заложить финансирование мероприятий по строительству новых и реконструкции уже существующих детских садов, школ, дорог и проездов местного значения, объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, отсутствие Генерального плана не только дает широкое поле для дискуссий по вопросам законности Правил землепользования и застройки города, но и ставит под сомнение возможность внесения в настоящее время изменений в них, что осложнит жизнь многочисленным правообладателям земельных участков, обращающихся по вопросам внесения в ПЗЗ необходимых изменений.

Мотивы Верховного Суда РФ, отменившего Генеральный план, пока не ясны. Но какими бы они ни были, мы будем обжаловать принятое решение в Президиум Верховного Суда РФ.

Вместе с тем, учитывая длительные сроки рассмотрения административных дел в данной инстанции, а также невозможность существования города столь длительное время без такого важнейшего документа территориального планирования, направленного на развитие города, как Генеральный план, в настоящее время администрацией города инициирована процедура принятия нового Генерального плана городского округа город Воронеж.