+7 (473) 222-73-01 obschyiotdel@vmail.ru
Аиф-Черноземье Старт для будущих учёных

В Воронеже выбрали лучших юных исследователей

Второй тур регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся им. Вернадского, в котором соревновались ученики средних и старших классов со всей Воронежской области, прошёл в опорном университете 14 декабря.

Одним из экспертов конкурса стала почётный работник образования, директор школы им. академика Басова, депутат Воронежской городской Думы Марина Бочарова.

Со всего региона

Всероссийский конкурс им. Вернадского проходит в 30 субъектах Российской Федерации. Региональный тур конкурса у нас учредили департамент образования и молодёжной политики, Воронежское региональное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», Воронежский государственный технический университет и гимназия им. академика Басова.

14 декабря собрался полный актовый зал университета – в Воронеж приехали отличившиеся юные исследователи со всего региона и их учителя-руководители. Эти ребята успешно прошли первый заочный региональный этап конкурса, и теперь им предстояла очная защита своих работ.

— В этом году на конкурс поступило более 250 работ из 21 муниципального района области, — прокомментировала депутат Воронежской городской Думы Марина Бочарова. — Каждый год растёт количество работ, а значит, и интерес участников. Всё больше детей вовлекаются в исследовательскую деятельность. На сегодня наши дети умеют видеть проблему, ставить задачу и путём исследования и анализа предлагать её решение. Кроме того, вместе с основным конкурсом в этом году пройдут ещё два значимых мероприятия — региональные туры исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для учащихся 8-11 классов, которые хотят получить профессиональную экспертную оценку, а также чемпионат по скоростной сборке спилс-карт (набор магнитных элементов – территориальных единиц государств и регионов — Ред.), направленный на повышение образовательного уровня по географии и истории, упрочение чувства любви к своей Родине.

Воронежские школьники исследуют диалектные слова своих односельчан, изучают причины зарастания малых водоёмов, проблемы безработицы в родных сёлах, традиционную культуру своих предков.

— Я исследовала народный костюм Воронежской области, — рассказала ученица воронежской гимназии №10 Алена Ревнёва. — Выяснила, что узоры народного костюма имели своё значение – понёвы украшались квадратами, которые символизировали плодородие, распаханное поле. Причём, чем больше был квадрат, тем большая территория находилась во владении крестьян. Растительные узоры считались женскими, символизировали плодородие и красоту девушки. Вообще наши исконно русские традиции очень интересны, и наш край в этом отношении очень благодатный.

Особенно много участников защищало свои проекты в области биологии, химии и фармацевтики. И это понятно: в нескольких школах региона, в том числе и гимназии им. Басова, работают медицинские классы, где ребята в качестве факультатива изучают азы профессии врача.

Ученица 10 класса гимназии им. Басова Екатерина Сёмкина, уже получившая в прошлом году на Всероссийском конкурсе им. Вернадского в номинации «медицина» диплом первой степени, в этом году подготовила очередное исследование – опыт на лабораторных крысах.

— Вместе с моим партнёром-одноклассницей Анастасией Ивановой мы изучаем распространенное заболевание — сахарный диабет, — рассказала она. — Мы вызывали у лабораторных крыс диабет, вводили фитопротектор «экстракт топинамбура» и пришли к выводу, что вместе с основным лечением диабета можно использовать фитопротекторы, которые также снижают уровень глюкозы в крови. То есть люди, которые буду принимать этот экстракт, будут чувствовать себя лучше. По крайней мере, на лабораторных крысах это работает.

Выбрали лучшие работы

На открытии второго этапа конкурса проректор ВГТУ по учебной работе, кандидат технических наук Александр Колосов выразил благодарность учителям, которые готовили школьников — участников конкурса. А декан факультета экономики, менеджмента и информационных технологий ВГТУ, доктор технических наук Сергей Баркалов пожелал всем удачи и победы. Ведущие также зачитали обращение председателя оргкомитета Александра Левантовича, который призвал брать пример с Вернадского – в живом интересе к окружающему, умении занимать чёткую научную и гражданскую позицию к происходящему вокруг нас.

Марина Бочарова, поблагодарив руководство университета за хорошую организацию и тёплый приём, обратилась к учащимся.

— Сегодня взрослые делают всё возможное и порой невозможное, чтобы ваши способности, творческие пожелания, ваши идеи были услышаны, и сегодня в помощь вам ваши родители и учителя, — сказала она. — Как бы не назывались конкурсы и чемпионаты, мы сегодня всё больше говорим о компетенциях XXI века, в том числе экономических, финансовых, экологических. Сегодня вы их осваиваете в полной мере. Ребята здесь говорили о том, что главное — добиваться цели. Это очень здорово, и ещё важнее эту цель поставить, увидеть проблему и разработать пути её решения. Вот это дорогого стоит. Хочу поздравить вас с сегодняшним открытием и пожелать всем успехов!

После торжественной части участники конкурса разошлись по лабораториям, где защищали свои работы. По итогам второго очного этапа конкурса выберут 15 исследований, которые представят Воронежскую область на финале в Москве. Кстати, если брать статистику прошлых лет, то почти все воронежские школьники возвращаются с Всероссийского конкурса со званием лауреатов и дипломами.

Анастасия ЕЩЕНКО

Вынос: Более 250 исследовательских работ поступило на конкурс.

В тему

Конкурс исследовательских работ школьников не зря назвали именем Владимира Вернадского (1863-1945). В круг интересов учёного — создателя биогеохимии — входили многие науки, он представлял мир как системное целое, где в неразрывной связи находится природа, человеческое общество и научная мысль, которую называл важнейшей силой преобразования и эволюции планеты. Вот и конкурс среди школьников проводится аж по 21-му направлению. Организаторы нацелены не на воспитание будущих учёных, а на творческое развитие и воспитание навыка познания мира.